Билл Эванс

Билла Эванса по праву называют одним из самых значимых джазовых музыкантов ХХ века. Он был не только виртуозом-пианистом, но и талантливым композитором, стремившимся, чтобы его музыка имела поющее звучание. Билл Эванс обладал редким музыкальным вкусом, прекрасной техникой и собственным лирическим стилем, не теряя при этом чувства джазового ритма. Он учился у лучших музыкантов своей эпохи, но превзошел их. Некоторые критики даже называли его Шопеном модерн-джаза.
Билл Эванс родился в 1929 году в городе Плэн-филд (штат Нью-Джерси) в США. Его отец был валлийцем, а мать — русинкой (ее семья приехала в Штаты из Украины). Именно мать Эванса начала учить его музыке. Она была православной христианкой, пела в церковном хоре, а дома играла на пианино.
Билл Эванс много учился. Композицию он изучал в музыкальной школе Мэнса, а еще он занимался факультативно в школе джаза в Леноксе (штат Массачусетс). В 1950 году музыкант закончил Юго-Восточный университет в Луизиане.
Билл Эванс сделал прекрасную музыкальную карьеру. Только в течение 1960-х годов он записал два десятка альбомов. Позже, кроме записей с трио, он выпускал сольные пластинки и записывал дуэты, сотрудничал со многими авангардными музыкантами и с симфоническими оркестрами. Он получил более пяти наград Грэмми, и некоторые из них — за свои сольные работы.
Пианист много гастролировал (чаще всего с трио), выступал на лучших концертных площадках Европы, Америки, Японии. К сожалению, Билл Эванс страдал от героиновой зависимости. Он прошел курс лечения, но в 1970-е годы одна зависимость сменилась другой — кокаиновой. Музыкант умер в 1980 году, причиной летального исхода стала комбинация факторов — от последствий наркотической зависимости до пневмонии и хронического гепатита.
Билл Эванс был весьма необычной фигурой для джазовой музыки ХХ века уже хотя бы потому, что у него не было африканских корней, и он не имел никакого отношения к этой культуре. Но этот музыкант:
- Имел диплом академического пианиста и преподавателя игры на фортепиано. На выпускном экзамене он играл музыку Бетховена.
- В качестве любимых композиторов называл Шопена и Дебюсси.
- Изучал философию, в том числе восточные учения.
- Успел поиграть в секстете Майлза Дэвиса — еще одной легенды джазовой музыки. Причем многие черные музыканты были недовольны тем, что с ними выступает белый пианист.
- Записал несколько очень красивых альбомов в дуэте с гитаристом Джимми Хендриксом — критики ценят их за утонченные импровизации.
Дуэты со знаменитым гитаристом были настолько популярны, что возникла целая волна последователей. Эванс часто диктовал моду в джазовой музыке.
Вклад Билла Эванса заключается в том, что он стал одним из создателей piano trio — так называется продвигавшийся им жанр джазовой музыки. Он занимался ею в 1950-е годы, хотя с точки зрения прогресса наибольшее значение имели все-таки 1960-е годы. Тогда Билл Эванс создал собственное трио — в его состав вошли ударник Ларри Банкер и басист Чак Израэлс. С этими музыкантами Эванс добился всемирного признания — они выступали на многих международных фестивалях и получили премию Грэмми.
В коллекции Де Агостини "Jazz на виниле" представлен альбом "Trio 64", который официально считается дебютом трио Эванса на лейбле Verve. Это не совсем так, музыканты уже записывали с этим лейблом другие диски. Но и состав трио был другим — в 1962 году в автокатастрофе погиб басист Ла Фаро, и с этого момента у Эванса начались проблемы с наркотиками. Этот альбом записывали уже с новым составом, место Ла Фаро занял Гари Пикок, у которого была своя манера игры — в ней минималистичность сменялась взрывными пассажами. Несмотря на вынужденный перерыв, музыканты смогли полноценно вернуться к работе. К моменту записи они уже несколько месяцев выступали вместе в клубе, и смогли почувствовать манеру каждого исполнителя. Эванс также адаптировался к стилю Пикока, демонстрируя изобретательность и виртуозную игру.
Все композиции, были записаны примерно за неделю до Рождества 1963 года, в них чувствуется магия праздника. И это при том, что все это время музыкантам приходилось выдерживать давление продюсера и отстаивать свой стиль игры. В альбоме нет оригинальных произведений, в отличие от других дисков Эванса, которые были записаны в эти годы. Зато он демонстрирует способности музыкантов к аранжировке и их талант придавать даже хорошо известным хитам новое звучание. Поэтому альбом по праву считается одним из лучших в дискографии Эванса.
Запись сделана на 180-граммовом виниловом диске, что позволяет добиться прекрасного звучания — у вас есть возможность убедиться в этом.